СКЛОННОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИЙ У ПОДРОСТКОВ Хайдаров И.О.

Узбекский государственный университет мировых языков


Номер: 2-2
Год: 2018
Страницы: 84-87
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

способностей и склонностей человека, индивидуально-психологический и психофизиологический подход, психологический предпосылок, человеческий фактор, «внешнее через внутреннее», «внутренние условия», типологических свойств нервной системы, природных предпосылок, индивидуальных различий, свойств нервной системы, типология, мотивация, human abilities and inclinations, individual psychological and psychophysiological approach, psychological preconditions, human factor, "external through internal", "internal conditions", typological properties of the nervous system, natural prerequisites, individual differences, properties of the nervous system, typology, motivation

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Актуальность исследования по психологической деятельности склонностей определяется в первую очередь большой практической значимостью этой проблемы. Неуклонное увеличение число профессий повышают важность изучения способностей и склонностей человека в отношении разных видов деятельности. Такие области практики, как профессиональная ориентация и консультация, профотбор и размещение кадров по рабочим постам, производственное обучение, требуют разработки и применения надежных, прогностических методов диагностики уровня развития склонностей и их качественного своеобразия. Ценность работы заключается в том, что результаты исследования вносят вклад разработку научных основ профессионального самоопределения. Мы полагаем, что результаты исследования значимы для разработки раннего проявления и развития склонностей в подростковом возрасте, а так же профориентации в школе и других учебно-воспитательных учреждениях, в целях эффективности самоопределения к деятельности учащихся.

Текст научной статьи

Неустанное внимание к человеческому фактору указывает на принципиальную важность людских ресурсов для дальнейшего развития нашего общества. Профессиональная подготовленность работника все больше приобретает не только морально психологическое значение, но и существенно экономического, социальное значение, качество профессиональной подготовки молодежи зависит не только от развитости сети разнообразных профессиональных учебно-технических баз, материально-бытовых и других социальных условий, ну и от того, насколько, индивид правильно выбрал профессию, соответствует ли выбранная им профессия его индивидуально психологическим качествам-отвечает ли профессия егосклонностями потребностям. Актуальность исследования по психологической деятельности склонностей определяется в первую очередь большой практической значимостью этой проблемы. Неуклонное увеличение число профессий повышают важность изучения способностей и склонностей человека в отношении разных видов деятельности. Такие области практики, как профессиональная ориентация и консультация, профотбор и размещение кадров по рабочим постам, производственное обучение, требуют разработки и применения надежных, прогностических методов диагностики уровня развития склонностей и их качественного своеобразия. Такие методы необходимы также для диагностики направления склонности детей, выраженности у них творческих, музыкальных, художественных способностей и т. Направленность способствует выбору наиболее подходящих возможностям и склонностям человека, профессий, путей и способов построения обучения с учетом индивидуальных особенностей. Все это существенно влияет на формирование положительной профессиональной мотивации и удовлетворенность трудом, а следовательно, и на удовлетворенность. Индивидуально-психологический и психофизиологический подход к проблеме выбора профессий на сегодняшний день становится актуальной задачей профессиональной подготовки молодежи. Одной из целей развернувшейся школьной реформы является содействие более правильному выбору рода занятий молодыми людьми, в соответствии с их склонностями и интересами. Однако эта задача, кроме практических мероприятий по широкому профессиональному просвещению с целью правильной ориентации в мире профессий, включает ряд фундаментальных научных исследований. В понимании склонностей мы исходим из тех представлений, которые были развиты в работах С.Л. Рубинштейна /1940/, Б.М. Теплова /1941/, В.Н. Мясищева /1962/, М.Г.Давлетшина, /1977/, Б.Р.Кадырова /1990/ и др., где склонность рассматривалась как направленность на соответствующую деятельность, как потребность к определенным занятиям. Частые случаи совпадения склонностей и способностей объясняются именно внутренней связью индивидуальных характеристик в активности и ее саморегуляции, являющихся основными психологическими предпосылками развития как способностей, так и склонностей. В контексте нашего исследования, склонности и интересы могут быть отнесены к потребностям познания «изначально присущей всему живому». Эти базальные потребности являются источником самовыражения саморазвития, источником самосовершенствования человека, побуждающего к непознанному, неизвестному. В ряде работ подчеркивается роль сложного комплекса безусловных рефлексов, как функций подкорковых образований мозга и являющихся непосредственными предпосылками формирования доминирующих потребностей, специальных, органических побуждений. Склонности - тяготение к тем или иным видам деятельности, внутренне мотивированное положительное отношение к деятельности. Внимание к индивидуальным различиям по склонностям вытекает из общих установок нашего общества, вставшего на пути перестройки, когда на первый план выдвигается «человеческий фактор», забота о выявлении, реализации творческих сил личности. Как известно, именно деятельность, дает наибольшее удовлетворение и позволяет принести наибольшую пользу обществу. Мы исходим из того, что развитие склонностей, которое происходит под решающим влиянием общественно-исторических условий, жизненного опыта, моды и других социальных факторов, зависти и от индивидуальных «внутренних условий», через которые преломляются внешние воздействия. Такое понимание детерминации психологических свойств, в частности, склонностей, восходит к известной формуле С.Л. Рубинштейна - «внешнее через внутреннее», характеризующая как механизм психологического отражения, так и принцип развития психики. Склонность как специфическая тенденция человека предпочитать ту или иную деятельность не является результатом только внешних воздействий, хотя им принадлежит принципиально важная роль в психическом развитии. Очевидно, что вместе с многообразными факторами внешнего окружения /воспитание и т.п./ немаловажное значение имеют и «внутренние условия» через которые преломляются внешние воздействия. Несомненно тесная связь склонностей и потребностей, ведущими мотивами. Именно доминирующая мотивация придает содержательную направленность занятиям, придает им личностный смысл, ценность. В фундаменте развивающихся склонностей лежат нейрофизиологические и психофизиологические процессы, обеспечивающие выражение потребностей, избирательную активность. От актуальных потребностей и ведущих мотиваций зависти, помимо содержательной стороны склонностей, и динамика проявляемых склонностей, их напряженность, сила тяготения, устойчивость и др. Вместе с тем формально-динамическая сторона склонностей не может не зависеть от типологических свойств нервной системы, т.е. от природных предпосылок индивидуальных различий в нейродинамике. Таким образом, проявление склонности как тяготения к тем или иным видам деятельности связано с определенным уровнем и своеобразием динамической регуляции. Сказанное означает, внутренними предпосылками склонности- не только динамической, но в какой то мере и содержательной ее сторон- может быть отнесена совокупность индивидуально-природных особенностей мозга. Все это указывает на необходимость комплексных, разноуровневых психофизиологических исследований детерминации склонностей. Разностороннее их изучение, в частности, со стороны индивидульно-природных предпосылок-актуальная научная задача. Существующую базу для психофизиологического изучения предпосылок склонностей дает дифференциальная психофизиология. Как известно, в научной школе Б.М. Теплова, на основе концепции основных свойств нервной системы, углубленно исследуются задатки индивидуальных различий в сфере способностей. Учитывая близость склонностей и способностей, можно предложить близость, взаимопроникновение их природных предпосылок. Мы исходим из представлений о том, что общим фактором развития склонностей и способностей может считаться, прежде всего, психическая активность и ее саморегуляция в их природной обусловленности. Особенно большое практическое и теоритическое значение имеет изучение индивидуально-природных предпосылок склонностей применительно к подросткам. В переходном возрасте растущий человек уже может отчетливо отдавать предпочтение тем или иным видам деятельности /или неосознанно тянутся к ним/, которые больше соответствуют его внутренним предпосылкам развития, индивидуальным особенностям /например по темпу выполнения, по роли образности мышления или памяти, по степени напряженности и др. Склонности подростков изучались нами комплексно: в психологическом и психофизиологическом аспектах. Для диагностики склонностей была применена определенная система психологических методик. Далее на одних и тех же испытуемых изучались индивидуальные различия по соотношению сигнальных систем. Было проведено систематическое сопоставление психологических и психофизиологических показателей индивидуальных различий, относящихся к сфере склонностей. Мы стремились выявить внутренние связи между отдельными видами склонностей и индивидуально-природные предпосылки таких связей. Мы убеждались в том, что подростковом возрасте предпочтения тем или иным видам деятельности, формирующиеся в ходе взаимодействия растущего человека с социальной действительностью, испытывают на себе влияние не только общественных требований, ожиданий, той или иной информированности о профессиях, сознательных установок, жизненных планов и т.д., но в определенной мере обусловленных психофизиологическими предпосылками развития, которые далеко не всегда осознаваемы. Раскрытие некоторых внутренних условий избирательного отношения подростков к тем или иным видам деятельности дает ориентировку на понимание сложных процессов развития склонностей, может содействовать оптимизации этих процессов. В отличие от традиционного понимания развития склонностей к определенному виду деятельности, как типологически обусловленной системы способов наиболее эффективного выполнения деятельности, развивается только у людей с активной положительной мотивацией деятельности, мы исходим из того, что: 1. Склонности развиваются всегда и при всех условиях. 2. Склонности развиваются на основе не только индивидуально-типологических свойств нервной системы, но и личностных особенностей подростков. 3. Одним из основных особенностей развития склонностей являются мотивационные факторы. 4. Наилучшим пониманием и выполнения вида деятельности является процесс развития склонности. В исследовании в целостном виде выясняется развитие склонности в подростковом возрасте. Впервые проведено систематическое сопоставление собственно-психологических показателей индивидуальных и групповых различий, относящихся к сфере склонностей. Тем самым экспериментально установлено, что развитие склонностей зависит не только от окружающих влияний, но и применительно к этой сфере индивидуальных различий: внешние факторы действуют через внутренние условия.


Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.