УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Маслак И.Н.

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина


Номер: 2-2
Год: 2018
Страницы: 29-42
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

жилищно-коммунальное хозяйство, органы местного самоуправления, модели управления ЖКХ, коммунальные услуги, political, Housing and utilities, bodies of local self-government, management model of housing and communal services, competitive environment

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассмотрено функционирование современных моделей системы муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством в России, влияние его на политическую социализацию индивидов. Предлагается заимствование зарубежного опыта в сфере предоставления коммунальных услуг населению для применения его в российской практике с целью формирования конкурентной среды в отрасли и большей её прозрачности.

Текст научной статьи

Реформирование сферы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации породили много проблем, которые в силу своей специфики и тотальности носят политический характер в первую очередь это связано с тем, что число граждан, вовлеченных в сферу ЖКХ, с каждым годом увеличивается, попутно этому проявляется масса проблем в данной сфере. Изменение тарифов на коммунальные услуги, введение социальных норм потребления электроэнергии существенно отражается на уровне жизни населения, а следовательно, и на формировании их политических взглядов. В настоящее время основным направлениями реформирования в комплексе жилищно-коммунального хозяйства выступает жилищное строительство, а так же жилищное хозяйство и коммунальное обслуживание. В данной статье остановимся на функционировании современной модели содержания жилого фонда и коммунального обслуживания. На местах за функционированием данной сферы, а так же ответственность несет муниципальное образование. Ключевой целью деятельности муниципального образования в сфере ЖКХ выступает проведение комплекса мероприятий по реализации государственной и отраслевой политики нацеленной на создание для населения комфортных для проживания в жилищном фонде условий. [1,60-65] Для решения коммунальных вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов выполняют следующие функции: - устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями; - регулируют тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, - тарифы организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей; - проведение сетей теплоснабжения, в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении»; - проведение водоснабжения и водоотведения, в соответствии Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»; - утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Опираясь на выше сказанное, жилищно-коммунальную сферу правильнее было бы исследовать как территориально-отраслевую систему муниципального образования. Основная цель муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством состоит в «наиболее полном удовлетворении потребностей населения в соответствии с действующим законодательством и общепринятыми нормами морали» [2]. Управление жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований опирается на три основные модели хозяйствования: - отраслевую; - территориальную; - межмуниципальная многоотраслевую. Отраслевая модель управления используется на территориях городов и в крупных поселениях. В данном случае услуги предоставляют в большей части частными компаниями они как правило носят узкоспециализированный характер. В сельских поселениях около 80 % подобных предприятий - убыточные, так как при небольшом объеме реализации услуг затраты на их предоставление слишком велики, а так же в них отмечается низкий потенциал управленческого персонала, вследствие этого такие предприятия становятся малопривлекательными для инвесторов. Следующей моделью выступает территориальная, она используется, как правило, на территории небольших сельских поселений и представляет собой комплекс организаций, которые оказывают ряд жилищно-коммунальных услуг, каждая из которых предоставляет услуги ЖКХ только в границах одного поселения. Более 50 % таких организаций частные. Данная структура формировалась в 2009-2010 гг. после передачи соответствующего имущества районов на уровень сельских поселений для осуществления функций муниципального самоуправления в рамках Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Практика показывает, что деятельность подобных организаций неэффективна по тем же основаниям,что и при отраслевой модели - доля убыточных организаций составляет 60 %. Межмуниципальная модель управления действует в районах средней величины и в некоторых поселениях и включает в себя сеть организаций, оказывающих коммунальные услуги на территории поселений в рамках одного района. Анализируя деятельность данных организаций, необходимо отметить такие положительные факторы, как концентрация в «одних руках» имущественного, финансового и кадрового потенциала ЖКХ района, что позволяет осуществлять единую производственную и инвестиционную политику [3,117]. Органами местного самоуправления в управлении ЖКХ применяют следующие методы: - прямое управление - непосредственно осуществляемое органом местного самоуправления; - управление через отделы органов местного самоуправления, имеющие самостоятельный бюджет; - управление через муниципальные предприятия; - муниципально-подрядное, контрактное управление - по муниципальным тарифам частными подрядчиками; - муниципально-арендное управление - частными арендаторами по своим тарифам с оплатой аренды и присвоением дохода; - муниципально-концессионное управление - формальная концессия при фактическом сохранении возможности управления за муниципалитетом; - концессионное управление - частными предприятиями на определенный срок на договорных условиях; - частнопредпринимательское управление приватизированным имуществом. Несмотря на все прилагаемые усилия в России уровень развития жилищной сферы несоответствует предъявляемым требованиям: возложенные на неё задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени снижает качество жизни населения. В связи с этим жилищно-коммунальная проблема остается одной из самых острых социальных проблем в стране. Главными недостатками функционирования ЖКХ в настоящее время являются: - отсутствие четко сформулированных целей реформирования ЖКХ; - путаница в терминологии в законодательно-нормативных актах, регулирующих функционирование сферы ЖКХ; В последние несколько лет ситуация в ЖКХ стала настолько напряжена, что регулярно привлекает к себе внимание высших государственных структур. В Государственной думе регулярно обсуждаются и принимаются поправки к законам, регламентирующим его деятельность, руководство России и регионов занимаются его реформированием, а так же на данную сферу особое внимание обращает Президент России [4,431].


Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.