Азербайджанский архитектурно-строительный университет
ISSN (печатный вариант): 2073-0071
кавказская Албания, великий шелковый путь, архитектурные памятники, караван-сарай, Caucasian Albania, the Great Silk Road, architectural monuments, caravanserai
В данной статье говорится о влиянии великого шелкового пути в развитии архитектурных памятников Азербайджана сохраненные до настоящего времени, а также о необходимости их реставрации и восстановления целью развития туризма.
Издавна торговые маршруты Великого Шелкового пути неизменно проходили через Азербайджан. Он был «воротами» между загадочным далеким Китаем и богатой Европой. В I-II веках до н.э. самый оживленный путь лежал через Страну огней. Этот путь обычно называли «Страбонский» (по имени великого географа, который первый упомянул о нем). Этот путь проходил из Китая и Индии через Центральную Азию по реке Узбай, доходящей до Каспийского моря, после чего проходил через территорию Азербайджана [6]. Здесь он делился на две ветви: одна шла вверх по течению реки Куры в сторону Колхиды и Иберии, вторая ветвь сворачивала и шла вдоль западного побережья Каспийского моря через Дербент и Кавказские степи. Азербайджан представлял собой наиболее безопасный отрезок пути, так как идущие далее, Грузия, Иберия, Колхида - были политически стабильными государствами, которые могли обеспечить функционирование этой трассы, и это привлекало купцов. Привлекало купцов также еще то, что большая часть этой трасы - водная, которая являлась самым дешевым путем транспортировки товаров. Этим объясняется длительность, стабильность и интенсивность этой торговой трассы, как одного из важнейших направлений Великого Шелкового пути в античный период. Именно вдоль этих ветвей «Страбонского пути» возникло множество древних городов Азербайджана[7]. В период раннего средневековья Азербайджан продолжал играть активную роль на Великом Шелковом пути. Город Барда, ставшая столицей Азербайджана с V века, стала самым большим в мире торговым центром на одной из ветвей Великого Шелкового пути, и вплоть до X вв. была одним из самых больших центров ремесленного искусства на всем Ближнем Востоке и в Транскавказском регионе[1]. Талантливые ремесленники предлагали заграничным купцам массу полезных товаров. Изящные ювелирные изделия, духовые и струнные музыкальные инструменты, драгоценное оружие, великолепные ковры, местные сорта шелка. Торговцы вывозили отсюда в Европу нефть, драгоценные камни, соль, ртуть, квасцы, шерсть, лен, хлопок, минеральные красители, лечебные снадобья и многое другое. Особенно славились медные изделия: посуда, подносы, подсвечники, астрономические приборы. Cредневековый Азербайджан продолжал вести торговлю и обмениваться культурными ценностями со многими странами. В XIV-XVIII вв. роль городов Азербайджана, расположенных на Великом Шелковом Пути, еще более возросла. Это произошло благодаря развитию торгового пути - Волга-Каспий, освоенного русскими и английскими торговцами. В этот период, например, такие города как Шемаха, Дербент, Баку, Ардебиль, Тебриз, Марага, Гянджа, Нахичевань становятся центрами перевозки, где складывались товары, привезенные из Востока и Европы. Торговцы из России, Европы, Турции, Центральной Азии и Дальнего Востока собирались именно здесь[2]. Во всех крупных городах были построены караван-сараи. Местным правителям выплачивались деньги для разрешения на постройку в храмах небольших монастырей, молельных и гостевых, где останавливались караваны. В структуре городов средневекового Востока караван - сараи занимали важное место после жилых домов и мечетей. В качестве примера можно указать двухэтажный караван - сарай в Гяндже относится к XVI веку. Караван - сарай имеет прямоугольную форму с большим внутренним двором, вокруг которого по периметру расположены помещения. Сохраняя традиционно сложившуюся в течение многих веков планировочную структуру, караван - сарай в Гяндже наделен архитектурными формами и мотивами, которые отразили новые веяния восточного и славянского классицизма[3]. Гянджинский караван - сарай имеет свою историю. В 1603 году (по другим документам 1606 г.) сефевидский шах Аббас после длительной и упорной осады наконец освободил Гянджу от османов и решил построить ряд комплексов: Джума - мечеть, Чекяк - хамам и караван -сарай, так как Гянджа находилась между Востоком и Западом, на Великом Шелковом пути. Архитектором был назначен видный математик и зодчий Востока шейх Бахаяддин Махаммед, потомок Низами Гянджеви. В то время караван - сараи строились по двум типам: придорожные (хорошо охраняемые крепости) и городские. Путники находились в пути неделями, а то месяцами, если останавливались в городах, то должны были иметь все условия для того, чтобы помыться, помолиться и отдохнуть. А рынок в то время находился на Базарной площади (ныне площадь Административного здания)[4]. Следует отметить, что большинство памятников архитектуры Азербайджана дошли до нашего времени в сильно повреждённом состоянии. Реставрация этих памятников с восстановлением в прежнем виде утраченных частей сложное и тонкое дело, требующее научного решения исторических, художественных и инженерно-технических проблем. Успешное восстановление памятников возможно только на базе досконального изучения архитектуры той эпохи, и не только нашей республики, а также соседних стран, имеющих сходные памятники, а также на основе подробного исследования истории архитектуры. Правда, необходимо отметить и тот факт, что и до этого велись реставрационные работы. Однако они проводились без определённой системы и хаотично. Проводимые реставрационные работы на памятниках архитектуры явились результатом всей деятельности в области исследований начатых ещё с 1940-х годов в Азербайджане. Основываясь на проводимых и изданных исследованиях архитектурных памятников Баку и Абшерона, мавзолеев, оборонительных сооружений Азербайджана в настоящее время многие памятники отреставрированы и продолжается их реставрация по сей день. Среди них имеются уникальные памятники древности, которые являются истинной гордостью азербайджанской культуры. В последующие годы стала актуальной реставрация не отдельных памятников, а охрана и реконструкция исторических городов и городских центров Азербайджана. Изучению этой проблемы посвящены исследования и научные труды многих учёных республики. Особенно ответственной задачей является сохранение таких городов, как Баку, Шеки, Гянджа, Ордубад, Шуша, Барда, Габала, Нахчывань. Их архитектурная-планировочная структура, типы зданий, пространственные связи, пластика фасадов отличаются неповторимым своеобразием и привлекательностью. Многие достижения в изучения зодчества кавказской Албании на великом шелковом пути были сделаны, благодаря привлечению значительного количества архитектурно-археологических памятников. С середины I в.н.э. до VI в.н.э. был самым благоприятным и оживленным для северного торгового пути в Кавказской Албании. Архитектурно-археологические исследования северо-западной области Кавказской Албании позволили выявить большое количество разновременных памятников. В окрестностях Шеки сохранилось множество памятников раннего средневекового зодчества: это крепости, дозорные башни, церкви и руины монастырей периода Кавказской Албании. Среди них наиболее интересными являются памятники в селениях БИДЕИЗ, БАШ КЮНГЮТ, ОРТА ЗЕЙЗИТ, и, конечно, церковь в селении КИШ (II - IV вв.), воздвигнутая Св. Елисеем - она считается наиболее ранним христианским сооружением на территории СНГ. В настоящее время церковь отреставрирована и превращена в музей. Город Шеки - главный город Шеки-Загатальского района, один из древнейших и красивейших городов Азербайджана, временем основания которого считается 1 тясячелетие до нашей эры, она расположена на трассе Великого Шелкового пути. АШАГЫ и ЮХАРЫ КАРАВАН-САРАИ (XVIII век), своими размерами свидетельствуют о размахе торговли, имевшей место в средние века. Большой интерес представляют такие памятники как Кильсадаг, Лекит и Мамрухский храмы, которые датируются I-VI вв.н.э. Еще ждут своего исследования монастырские комплексы как Катук и Пипаны. Выше приведенные памятники зодчества северо-западной области Кавказской Албании показывают общность черт памятников Передней Азии и Южного Кавказа. Культовая архитектура Кавказской Албании античного и раннесредневекового периода возникла не вдруг, а построена на достижениях античного наследия. Известна устойчивость храмовых типов, святость и символическое значение форм. Албанские зодчие перерабатывали архитектуру старых храмов, например, храм Луны, находящийся в большой густонаселенной священной албанской области, храмы Гелиоса и Зевса (Кахский район). Приведенные нами некоторые данные позволяют сделать следующие выводы. Выявленные архитектурно-археологические памятники на территории северо-западной области Кавказской Албании свидетельствуют не только о политической и духовной жизни, но и о коммерческой конкуренции в Южном Кавказе между Византией и Сасанидским Ираном [5]. Факты оживленной градостроительной политики в Кавказской Албании, наличие импорта, выявленного в результате археологических раскопок в северо-западной области Албании и соседних стран, анализ выявленных предметов, обнаруженных в Кавказской Албании и Южном Кавказе, а также данные о наличии оживленных торговых трасс, тянувшихся по всей территории Албании и соседних стран, и факт глубокого взаимопроникновения купцов разных стран в отдаленные от их родины пункты торгового пути свидетельствуют о возрастающей роли Албании в сухопутной торговле Запада с Востоком с середины I в.н.э. до VI в.н.э. На этом же промежутке времени в северо-западной области Кавказской Албании мы встречаем большое количество архитектурных строений. Свидетельством этого являются монастыри, церкви, крепости, поселения, города, а также археологические материалы, в основном датирующиеся I-VI вв. н.э. Одновременно выясняется, что античные и раннесредневековые города в северо-западной области Кавказской Албании служат доказательством сухопутной торговли между Востоком и Западом. Пограничные для Запада и Востока города в силу своего географического положения и сложившейся политической ситуации превращаются в крупные экономические центры, а территория Кавказской Албании по тем же причинам становится удобным каналом торговых сношений между народами Запада и Востока. В нашей стране насчитывается более 6 тысяч историко-архитектурных памятников. Большинство из них расположены вдоль пролегающего по территории Азербайджана Великому Шелковому Пути, по маршруту древних караванов, вызывая и по сей день нескрываемый восторг. К примеру можно привести наскальные рисунки в пещере первобытных поселенцев в Гобустане (60км к западу от Баку), ритуальные построения доисламского периода - храмы огнепоклонников, албанские церкви на горных вершинах, великолепные крепостные стены и замки, а также просторные карван-сараи, роскошные дворцы периода расцвета исламской культуры, мемориальные построения и тд. Мемориальные построения средневековья представлены по маршруту Великого Шелкового Пути в виде гробниц и саркофагов. Данные памятники архитектуры мирового значения можно классифицировать следующим образом: Венга церковь (XI век - город Шамкир, деревня Юхары Чайкенд), Гянджинская крепость и стены замка (XV-XVI век - город Гянджя, правый берег реки Гянджа), Кехня гала (Старая крепость X-XIV век- город Нахичевань), Башня Гаскатепе - (XIX век- Город Баку, деревня Мастех), Гробница Захария (XVIII век - Город Лерик, деревня Джангемиран), и тд. В заключении хотелось отметить, что большинство исследованных памятников архитектуры Азербайджана за долгое время своего существования подвергались разрушениям и в настоящее время многие из них столкнулись с опасностью уничтожения вовсе. Памятники архитектуры несущие в себе строительно-архитектурные традиций отдельных регионов и имеющие большую роль в формировании объёмно-пространственной структуры той местности, где они расположены, для возвращении им былого состояния, необходимо вести с ними новые научно-исследовательские, консервативные и реставрационные работы. Заключение К вопросу реставрации исторических, а так же архитектурных памятников Азербайджана посвящены исследования и научные труды многих учёных республики. Сохранение и восстановление исторических памятников на территории Азербайджана позволят еще глубже узнать историю архитектуры сопричастной влиянием Великого Шелкового Пути.
(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.