Шадринский государственный педагогический университет
ISSN (печатный вариант): 2073-0071
национальное сознание, патриот, патриотическое воспитание, national consciousness, patriot, patriotic education
В статье рассматривается патриотическое воспитание молодежи в современных условиях. Воспитание будущих поколений в целом, и в частности их патриотического воспитания является одной из главных проблем в российском обществе.
Одной из главных проблем современности является воспитание будущего патриота своей страны. Данная проблема охватывает всех людей без исключения, не зависимо от религии, расы, пола, культуры, духовного и нравственного развития, и в первую очередь - молодежь. Воспитание патриота - это многогранный процесс, который требует больших усилий. Сегодня, развитие будущего патриота строится на тесном сотрудничестве педагогов, родителей, учащихся образовательных учреждений, военнослужащих и так далее. В современном обществе эта тема является актуальной, так как патриотизм - широкое понятие, которое имеет множество значений и несет в себе огромный смысл. В последнее время в России происходят необратимые социально-экономические изменения, изменившие и общество, и государство. Однако отказ от системной структуры комплексного воспитания в школах, отмена молодёжных организаций стали причиной негативных явлений в образовательном процессе. . Много ученых исследуют данную проблему, и каждый по-своему определяет суть понятия, но они так и не могут прийти к общему мнению: «Что такое патриотизм?». Проблема патриотического воспитания молодежи является предметом исследования ученых. Среди них Белинский В.Г., Добролюбов Н.А., Ипполитова Н.В., Чернышевский В.Г. В отечественной педагогике проблема патриотического воспитания подрастающего поколения разрабатывалась следующими учеными: Макаренко А.С., Каиров И.А., Шахненко В.И. и другими. Патриотическое воспитание молодежи - это процесс взаимодействия наставников, родителей с ребенком, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических взглядов. Непосредственно, главным источником воспитания патриотизма молодежи является школа. Безусловно, патриотизм имеет сферу сближения не только со школой, но и с детством в целом, семьей и бытовым укладом жизни. Однако, зарождение патриота начинается на «школьной скамье». Процессы обновления личности в современной школе идут для учеников очень сложно и болезненно. Так как в ученической среде появляется безразличие к учебе, игнорирование групповой работы. Но с другой стороны, многие из учеников начинают понимать, что общечеловеческие ценности могут развиваться. Как отмечает Е.В. Бондаревская: «Современная социально-педагогическая ситуация в России формирует альтернативный тип личности, по отношению к традиционным воспитательным нормам». Это подтверждает тот факт, что в ряде школ Российской Федерации различные курсы, такие как «Дизайн дома», «Сделай сам», «Строим дом», отражаются на культуре взаимодействия друг с другом. В конечном итоге - на достижении результатов труда. И они должны входить в программу начальной школы. Национальное сознание - это особая область отношений. Ведь бережливое отношение необходимо по отношению к малочисленным народам страны, их обычаям и традициям. И школа помогает в этом. Национальное чувство приводит народ к духовному развитию. Непосредственно, принадлежность к своему народу такое же, как любовь ребенка к родителям, к своему дому. Школа может привить только искреннюю любовь к своей стране. Она учит чувствовать ответственность за свой народ, свою семью. Мировоззрение, образ жизни, мышление - это все, что присуще каждому народу. Важно, чтобы каждое новое поколение осваивало все это и передавало будущим поколениям. Родина - одно из основных понятий, представление о которых следует давать детям с дошкольного возраста. Воспитание патриотических чувств у детей мы осуществляем не только во время непосредственной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни, что способствует обогащению детского развития, а также формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности [1]. История жизнедеятельности каждого народа указывает на тот факт, что незнание культуры предков ведет к разрушению личности, и народа в целом. В современные школы, очень часто, приходят новые педагоги, незнающие традиции и образ жизни своего народа. Поэтому взаимоотношения с детьми и их родителями становится более затруднительным. Непосредственно, современные педагоги должны быть объектом передачи национального сознания будущим поколениям, должны обучать восприятию духовных ценностей и традиции, как своего народа, так и других. Так как наша страна является многонациональным государством, следует учить наших детей в школе толерантности, терпимости, справедливости, уважению. Это повышает авторитет нашей молодежи в мире и способствует духовному развитию личности школьника. Доказано, что нередко в школах педагоги испытывают трудности в воспитании молодежи. Это связано с тем, что молодежь встречается высокомерной, часто унижает культуры и обычаи других народов. Такие конфликты показывают на не нерушимость дружбы народов. Патриотическое воспитание молодежи должно производиться по всем канонам человечности. Истинный патриот к людям другой национальности, мировоззрения относится уважительно. Чем выше уровень доброжелательности, уважения к другим народам, тем выше культура личности в целом. Для воспитания настоящего патриота в школах проводятся различные уроки, классные часы. На которых детей учат толерантности, уважению, верности и так далее. Любой воспитательный процесс не может обойтись без различных, своего рода, проблем. К основным проблемам патриотического воспитания в современном обществе относят: 1. изменение ценностных ориентиров молодежи; 2. снижающийся образовательный уровень молодежи. Ценности, которые были актуальными для молодого поколения 20 лет назад, существенно изменились, сдвинувшись в сторону прагматизма. Коллективный успех, который являлся первостепенным ранее, сегодня значительно уступает индивидуальному и многие представители подрастающей молодежи ориентированы на удовлетворение собственных потребностей. Между тем, среди современной молодежи присутствует немалое количество выпускников ПТУ, интернатов и детских домов. Эта категория молодых людей является особо уязвимой, так как среди них процент пьющих и наркоманов значительно больше, чем у молодежи имеющей высшее образование [3]. Таким образом, для воспитания будущих патриотов, в лице современной молодежи, необходимо сотрудничество школы, семьи, педагогов и самих детей. Только помогая друг другу можно достичь желаемой цели - воспитать настоящего патриота.
(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.